Это последняя крупная законченная работа В.И. Сурикова. Она была показана на XII выставке Союза русских художников. Картина не имела успеха и долгое время хранилась в семье художника, в 1988 году была приобретена в музей у М.П. Кончаловского.
В самом начале своего творческого пути, еще до поступления в Академию художеств, Суриков уже обращался к теме «Благовещения». Тогда преподаватель рисования Н.В. Гребнев принес ему гравюру В. Боровиковского, и одиннадцатилетний мальчик усердно ее копировал. Спустя сорок восемь лет художник снова обращается к евангельскому сюжету, предлагая зрителю свою интерпретацию.
Суриков отказывается от подробного изображения интерьера, он максимально укрупняет фигуры архангела Гавриила и Марии, приблизив их к зрителю. Лицо Богоматери, такое доверчивое и живое, обращено к архангелу, который буквально врывается в пространство произведения, неся ей благую весть о рождении сына – Спасителя мира. Вся фигура архангела Гавриила изучает мощный поток божественного света, так же широко и свободно написано одеяние Марии.
Эта картина не похожа на грандиозные исторические полотна прославленного живописца. Однако в ней проявились творческая независимость, сила темперамента и мощь умудренного опытом мастера.
Для модели образа Архангела Гавриила позировали Н.С. Ченцов и няня внука художника Миши – Марфа.
Дева Мария писалась с разных моделей, но в рисунке губ и бровей – черты Анастасии Добринской.
Сияние, исходящее от ангела, символизирует божественный свет и выполнено в духе новаторских направлений в живописи начала ХХ века.