Суриков Василий Иванович

«Анфиса»

1900-е | Холст, масло (67×64 см.)

«Мальчиком еще, помню, в лица все вглядывался – думал: почему это так красиво? Женские лица русские я очень любил», – говорил Суриков.

Только он, несравненный мастер, мог так по-своему великолепно их написать. Интересно, что сам художник никогда не считал себя портретистом. Он писал и рисовал только тех, кто ему был дорог и интересен, возможно, поэтому в его творчестве почти нет заказных портретов.

На портрете изображена молодая задумчивая девушка в узорчатом платке, подруга младшей дочери художника. Однако в восприятии зрителей она больше похожа на старинную русскую красавицу из далекого исторического прошлого, а может быть из народных сказок или былин и преданий.

Суриков создает костюмированный портрет. Он превращает платок в старинную богато орнаментированную ткань, при этом концентрирует внимание зрителя на лице девушки, вписывая его сначала в треугольник, образованный платком, а затем в квадратный формат картины. Художник любуется ее красотой, идеально-правильными чертами лица. Одновременно с этим он наполняет образ ощущением старины, связанным для него с воспоминаниями детства.

«И сестры мои двоюродные – девушки совсем такие, как в былинах поется про двенадцать сестер. В девушках была красота особенная: древняя, русская. Сами крепкие, сильные. Волосы чудные. Все здоровьем дышало...».

Вобрав в себя характерные черты творчества и мировоззрения художника, портрет стал одним из наиболее «суриковских» произведений среди созданных им в этом жанре.

На картине изображена подруга младшей дочери художника Елены.

Платок, в котором позировала Анфиса, хранится в Музее-усадьбе В.И. Сурикова.

Портрет поступил в собрание музея в 1984 году от внука художника М.П. Кончаловского.

Портрет не статичен: фигура чуть сдвинута вправо и дана в легком повороте, который подчеркивается точно выверенной диагональю, разделяющей верхнюю и нижнюю части фона.

Другие работы автора