В этом году исполняется 100 лет со дня рождения красноярского художника, мастера пейзажа и натюрморта, яркого представителя советского искусства шестидесятых годов – Юрия Ивановича Худоногова.
Юрий Иванович Худоногов родился 14 октября 1924 года в Красноярске. В 1936-1940 годах учился в Красноярской художественной школе у Д. И. Каратанова и К. И. Матвеевой. Великая Отечественная война застала его совсем мальчишкой – в 1942 году он ушел на фронт защищать Родину. В 1944 году был тяжело ранен под Кёнигсбергом. После Победы Худоногов решил продолжить свое художественное образование и с 1947 по 1953 год обучался в Ленинградском художественном училище им. И. Н. Крамского (после 1992 г. – Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха). По окончании училища Юрий Иванович принял решение целиком посвятить себя искусству, несмотря на приглашение продолжить обучение в Академии художеств, и для реализации своих замыслов возвращается в родной Красноярск. Он становится преподавателем в той самой художественной школе, в которой учился, затем – в Красноярском художественном училище им. В. И. Сурикова. Участник выставок с 1953 года. Председатель правления Красноярской организации Союза художников РСФСР (1960).
Юрий Иванович Худоногов вписал свое имя в историю красноярского искусства благодаря пейзажам Хакасии, сумев создать собственный неповторимый образ древней земли. Впервые Худоногов побывал в Хакасии в 1949 году, и эти архаичные степи, овеянные духом древности и величия, табуны лошадей и каменные менгиры поразили живописца. С тех пор он почти каждое лето проводил в Хакасии, и результатом этих поездок стало множество работ: «Хакасия. Вечерняя тишина» (1962), «Древняя степь» (1965), «В Уйбатской степи» (1966). Начальный период творчества художника – 50-е годы XX века – представлен такими работами, как «Деревенский пейзаж» (1954) и «Весенний разлив» (1956).
Первые работы, посвященные Хакасии, были жанровыми. В «Вечерней песне» (1959) и «Возвращении с работы» (1959) мы видим, что художника интересовал и чисто этнографический аспект – женский национальный костюм, уклад жизни женщины. В то же время работы поэтичны, указывают на близость человека и природы.
Работа «Художник» (1966) сочетает в себе два жанра изобразительного искусства: пейзаж и автопортрет. Она наполнена размышлениями автора о связи художественной деятельности и древней природы, выступающей самой Вечностью на пути человека-творца. Худоногов за весь свой творческий путь написал небольшое количество портретов, поскольку больше внимания уделял другим жанрам – пейзажу и натюрморту.
Работа в Хакасии оказала влияние на художественную манеру Худоногова, сформировав неповторимый художественный язык: живописец работает большими плоскостями открытого цвета энергичным широким мазком, предпочитает четкие, выделенные силуэты и использует прием резкого противопоставления светлых и затененных участков. Одной из ярчайших работ является полотно «Свидетели старины» (1965) - каменные глыбы скрывают древнюю вековую тайну.
Кроме пейзажей Хакасии Худоногов писал и виды Красноярска и его окрестностей. Они различны по настроению – камерные, исполненные светлой лирики или наполненные драматическим ощущением одиночества человека в большом индустриальном городе. Теплотой и спокойствием веет от работ «Уголок Красноярска» (1965) и «Дивногорск» (1964), в контрастных этому настроению полотнах ощущается безысходность и замкнутость, подчеркнутая серо-сиреневыми оттенками снега и горами, ограничивающими и замыкающими пространство.
Тема войны на протяжении веков являлась одной из главнейших в культуре нашей страны, а Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в судьбах и душах нескольких поколений. Бывший фронтовик, Худоногов не любил вспоминать войну, но о ней говорят его работы «Летят журавли» (1961), «Подсолнухи. Осень 1944 г.» (1965). В полотнах отсутствует прямое изображение военных действий, лишь вдалеке на полях за подсолнухами видны силуэты танков. Изломанные стебли растений олицетворяют разрушающую силу войны, беспощадной, ломавшей не столько окружающий мир, сколько уничтожающей людей и все живое на земле.
В натюрмортах и интерьерах отчетливее всего проявились творческие искания художника в области цвета и формы, ведь натюрморт – всегда эксперимент, в котором автор представляет свой образ мира. Натюрморты Худоногова разнообразны: «Яблоки на красной скатерти» (1964), «Натюрморт с тыквой» (1964), «Зимнее окно» (1964), «Натюрморт с книгами» (1966). В ряде работ, например, в натюрморте «Хлебы» (1965) совершенно ясно проявляется знание автором французской живописи рубежа XIX и XX веков: творчества Винсента Ван Гога, Поля Сезанна, Анри Матисса и других художников. Что интересно, он зачастую намеренно ломает формы объектов, отходит от натуры для того, чтобы освободиться от натурализма, извлечь из природы наиболее характерные и существенные характеристики предмета.
Худоногов на протяжении всего творческого пути находился в поисках истины в живописи, чувствуя родство с великими мастерами, считающими создание художественных образов сложным, глубоким процессом, далеким от реализации личностных низменных стремлений.
На виртуальной выставке, посвященной 100-летию со дня рождения художника, представлены работы из собрания Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова. Коллекция работ Юрия Ивановича Худоногова является наиболее репрезентативной, поскольку в музее хранится более 70 полотен разных годов создания, отражающих особенности того или иного периода творчества.
Жизненный путь Юрия Ивановича Худоногова, как путь человека своего поколения, на долю которого выпали тяжелые жизненные испытания, был непростым, но он сумел сохранить глубокую порядочность и мужество в самых непростых ситуациях.