Харшак А. А.

Андрей Александрович Харшак – родился 17 июня 1950 г. Он вырос в семье, где искусство было неотъемлемой частью жизни: его отец – Александр Исаакович Харшак - известный советский график и иллюстратор. Андрей Харшак - один из известных и ярких представителей ленинградской - петербургской школы графики с ее высокой культурой рисунка. Окончив среднюю художественную школу, Харшак в 1969 поступил на графический факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, завершил обучение в 1975 по мастерской профессора Г. Д. Епифанова. Член Союза художников с 1977. После завершения академического образования, А. А. Харшак активно включился в творческую жизнь Ленинграда и продолжает работать по сей день. Собрание КХМ им. В.И. Сурикова включает блок иллюстраций к произведениям трех авторов и станковые произведения художника.

Цветной офорт стал излюбленной техникой, в которой работает Харшак. Службе в армии – военно-морской флот – посвящены его станковые листы с эпизодами военных учений на море, сражений в годы войны в Заполярье. Трагические события в Латинской Америке также не оставили равнодушным художника, что нашло отражение в его выразительных и экспрессивных офортах «Ночь над Чили», «Сальвадор», «Акция» и др.

Но главным и любимым делом для А. А. Харшака остается работа в области книжной графики. В иллюстрациях к повести А. Грина «Алые паруса» (1978-1979) - в музее находятся двадцать две работы - художник разнообразно использует возможности цветного офорта, в книге гармонично соседствуют работы, напоминающие легкий карандашный рисунок, и листы с упругими мощными штрихами, усиленными звучным цветом.

Бесспорной удачей автора стали иллюстрации к балладе Стивенсона в переводе С. Маршака «Вересковый мед», образно передающих суровый, героический дух баллады, усиливаемый мощными линиями штрихов, сочетанием гранитно-серого цвета скал с темной зеленью травы.

Обращение к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1987-1990) не являлось издательским заказом. Это был собственный выбор художника, желание использовать богатство выразительных возможностей цветного офорта на сложном, полном оттенков и нюансов литературном материале. Совершенное знание текста произведения, обогащенное артистизмом исполнения, помогло художнику создать гармонично организованные, композиционно цельные листы, где соединились владение классическим рисунком и язык современной графики. Работая с цветом, художник использует прием монотипного набивания: на разные участки одной печатной формы наносятся три – четыре краски, и, таким образом, многоцветный оттиск выполняется с одной доски. Поверхность работ, зачаровывая своей «внешней» красотой, воспринимается как драгоценные старый бархат и парча, здесь ощутимо чувствуется подспудно тлеющий огонь живописного начала в таланте автора. Художник глубоко проник в образную и содержательную структуру одного из самых серьезных философских романов русской литературы ХХ века, оригинально, смело интерпретировав литературный текст и создав работы, где личность художника подчеркивает личность писателя.

Завершив академическое образование в мастерской Г. Д. Епифанова, А. А. Харшак активно включился в творческую жизнь Ленинграда. В иллюстрациях к повести А. Грина «Алые паруса» художник разнообразно использует возможности офорта, в книге гармонично соседствуют работы, напоминающие легкий карандашный рисунок, и листы с упругими мощными штрихами, усиленными звучным цветом. Обращение к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» не являлось издательским заказом. Это был собственный выбор художника, желание использовать богатство выразительных возможностей цветного офорта на сложном, полном оттенков и нюансов литературном материале. Совершенное знание текста произведения, обогащенное артистизмом исполнения, помогло художнику создать гармонично организованные, композиционно цельные листы, где соединились владение классическим рисунком и язык современной графики. Работая с цветом, художник использует прием монотипного набивания: на разные участки одной печатной формы наносятся три – четыре краски, и, таким образом, многоцветный оттиск выполняется с одной доски. Поверхность работ, зачаровывая своей «внешней» красотой, воспринимается как драгоценные старый бархат и парча, здесь ощутимо чувствуется подспудно тлеющий огонь живописного начала в таланте автора. Художник глубоко проник в образную и содержательную структуру одного из самых серьезных философских романов русской литературы ХХ века, оригинально, смело интерпретировав литературный текст и создав работы, где личность художника подчеркивает личность писателя.