Тувинская скульптура


На юге Сибири, на границе с Монголией, в окружении гор и степей, находится республика Тува. Тувинские мастера издавна занимались резьбой по агальматолиту, который они называли «чонар-даш», т.е. «камень, который режут». Обычным ножом или пилочкой мастера обрабатывают камень, добиваясь четкости узора. Агальматолит имеет множество оттенков: сероватый, розоватый, желтовато-золотистый, красно-коричневый, черный, которые вносят живописное начало в тувинскую скульптуру.

Камнерезное искусство было знакомо тувинцам давно. Первоначально фигурки вырезались как детские игрушки и использовались преимущественно в быту. С 1950-х годов народная декоративная резьба по камню выделилась в отдельное направление искусства республики Тувы. 

Старейшие мастера тувинского камнерезного искусства, скульптура которых имеется в фондах Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова, – это Монгуш Черзи, Хертек Мижит-Доржу, Хертек Тойбу-Хаа, Донгак Окаанчик, Их ученики Хертек Хуна, Саая Когел также работали в 1950-1960-х годах. Среди послевоенного поколения мастеров, окончивших художественные школы, в музее представлены имена Раисы Аракчаа, Дандук Дойбухаа, Эрес-оол Байынды. С 1980-х годов творили такие мастера, как Б.С. Дупчур, Хертек Монгул-оол, Донгак Хеймер-оол, Киров Хунан, Елизавета Тулуш.

Сюжетно-тематический диапазон тувинской народной скульптуры закреплен многолетней традицией. Прежде всего, это изображения животных, обитающих в горах и степях Тувы. Наиболее часто можно встретить изображения яка (сарлыка), верблюда, быка, оленя. Во всех этих фигурках сочетается декоративная стилизация и реалистическая достоверность. В скульптуре мастера-резчики стремятся выразить характер животного, характерные позы, покрывают фигурку богатым резным орнаментальным узором, в стилизованной форме воспроизводят шерсть или гриву. Изображение человека в тувинской скульптуре связано с показом этнических особенностей внешности тувинцев и воспроизведением их традиционных занятий.

Знакомясь с тувинской скульптурой, можно увидеть, что в своем творчестве мастера следуют определенному канону, особым правилам, нормам и приемам резьбы. Так, вырезая скульптуру из камня, они обычно сочетают гладкую поверхность камня с резной, выполненной в виде завитков, полос и т. д. Также у мастеров четко прослеживаются движение или  статика животного. Учитываются и живописные особенности оттенков камня.

Виртуальная выставка «Тувинская скульптура» включает произведения из фондов отдела декоративно-прикладного искусства Красноярского художественного музея имени В.И.Сурикова. На выставке представлено 40 произведений широко известных тувинских резчиков, многие из которых являются потомственными мастерами этого вида национального народного искусства.