Иванов Антон Иванович

«Итальянский пейзаж»

1852 | Холст, масло (37×56,5 см)

Культурные связи Италии и России ведут отсчет с XV века.

В XVIII веке началась история русского пенсионерства: юные таланты отправляли за границу за государственный счет – главным образом в Италию.

Богатая историей  и цветущей природой итальянская земля стала своеобразной Меккой и мастерской для служителей муз разных стран мира. Живописцы из России тоже отправлялись в Италию впитывать прекрасное и оттачивать своё мастерство. Российская Академия художеств традиционно посылала туда своих лучших учеников.

Антон Иванович Иванов (Голубой) родился в семье крепостного. Был отдан помещицей на обучение в иконописную мастерскую отца братьев-художников Чернецовых.

Братья Чернецовы – Григорий и Никанор, уже окончившие Академию художеств, приехали на родину в 1836 году, где познакомились с Антоном и, убедившись в его таланте, выкупили из крепостничества. Уже свободного, устроили на учебу вольнослушателем в Академию художеств, где он хорошо себя зарекомендовал. В 1846 году Чернецовы отправились за границу и взяли с собой Иванова. В Италии Антон Иванович совершенствовал свое мастерство, в Россию решил не возвращаться.

Фигура Иванова уникальна тем, что он существовал на перекрестке двух культур: русской и итальянской. Впитанные на родине традиции русского академизма Иванов переносит на итальянскую почву и совмещает с национальными задачами итальянской живописи середины XIX века. В духе итальянского искусства тех лет картины Иванова полны мягкости и созерцательности.           

«Итальянский пейзаж» – результат шестилетнего пребывания Иванова в Италии. Мастерство художника проявляется в естественной и уравновешенной композиции, в передаче световоздушной среды. Тонкими цветовыми переходами создается ощущение дымки в изображении дальнего плана, что придает произведению глубину. Благодаря теплой цветовой палитре, мягкому освещению в картине разлита умиротворенность.

Художественное наследие Иванова полностью не сохранилось. Его пейзажи привозили в Россию из поездок в Италию, они оседали в частных коллекциях. В музеях России хранится совсем небольшое количество картин с подписью художника.

Антон Иванов любил носить модные голубые жилеты, за что получил прозвище «Голубой».

Фигура человека на осле в картине передает настроение неспешности и покоя.

 Дымка смягчает очертания гор.

Картина поступила в музейную коллекцию в 1987 году из собрания Л.П. Музолевской.