«ЮВЕЛИРНЫЙ ОРАНИЕНБАУМ.
ЮВЕЛИРНАЯ ПЛАСТИКА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ
Т.Е. АЛЕКСЕЕВОЙ»
Архитектура, как известно, является «Царицей» искусств. Вспоминая тот или иной город, взору представляются именно сооружения – крупные, величественные, определяющие узловые точки градостроительства. Составляя основу мирового художественного наследия человечества, архитектура привлекает так же своим духом, не типичностью, образностью. Именно в таком ключе – художественного восприятия образа, создана декоративная ювелирная композиция «Ораниенбаум» (1995 г.) Ленинградской художницы Татьяны Евгеньевны Алексеевой.
Ораниенбаум (нем. Oranienbaum – древо Оранских) – дворцово-парковый ансамбль XVIII века, построенный, как личная резиденция князя Александра Даниловича Меншикова. Сегодня парковый ансамбль является частью государственного музея-заповедника «Петергоф» и включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Располагается ансамбль на берегу Финского залива, и занимает площадь 165 га. С 1948 года Ораниенбаум именуется городом Ломоносов (переименован в честь русского учёного, просветителя, поэта и художника Михаила Васильевича Ломоносова).
Архитектурные сооружения дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум гармонируют с природным ландшафтом с естественными и искусственными водоёмами, сохраняя атмосферу царской России XVIII-XIX веков. Большой (Меншиковский) дворец, Картинный дом, Китайский дворец, павильон Катальной горки, Нижний сад, Верхний парк, скульптура, мосты и гроты, словно жемчужины драгоценного колье украшающего возвышенность Иликовского плато. Аналогия с ювелирным изделием не случайна, ведь зодчество так же является ценностью (драгоценностью), заключая в себе значения символов культуры и национальных традиций.
Ювелирная пластика «Ораниенбаум» Т.Е. Алексеевой организована композицией, объединившей 9 изделий, неразрывно связанных общей идеей. Подвес «Герб города Ораниенбаума», формируя облик действующего герба, утверждённого в 1780 году, демонстрирует дерево с пышной кроной с камнями-вставками в её листве, заключённое в нефритовый обод. Описание герба от 1780 года гласит: "В серебряном поле оранжевое дерево с его плодами", где «оранжевое дерево» не что иное, как апельсиновое дерево. Считается, что именно от немецкого слова «Oranienbaum» и произошло название города. Данное слово было написано над каждым померанцевым деревом, выращенным в небольшой оранжереи на территории резиденции Меншикова. Татьяна Евгеньевна придаёт кроне дерева зрительный эффект оранжевого свечения, расположив с оборотной стороны янтарный диск, играющий «огненными всполохами» при ярком освещении.
Уделено внимание и самому плоду померанцевого дерева – апельсину. Подвес, решённый в виде веточки с двумя лепестками, завершается шестью дольками, три из которых с янтарными вставками. Озаряясь ярким оранжево-золотым светом, апельсин обнажает насыщенную сердцевину, представляя возможность зрителю визуально ощутить наполненность зрелостью и сочностью яркого фрукта.
Подвесы «Окна дворца» контекстуально отсылают к архитектуре дворцово-паркового ансамбля. Оконные рамы имеют округлую верхнюю часть, формируя облик арочного проёма, и именно такой формы окна доминируют в зданиях Петровского барокко. Оба подвеса имеют яшмовые вставки с окрасом темно-графитного цвета в сочетании с цветами коричнево-кирпичных оттенков. Один подвес решён в светлом металле, тогда как второй – в тёмном варианте. Такой ход ювелира словно отсылает к «светотеневому» решению кубического объёма архитектуры – одно окно напрямую озарено светом, лучи играют на поверхности металла, тогда как второе окно незримо погружается в тень, окутав раму легкой дымкой прохладной пелены. Однако в нижней части данного окна так же расположен подвес растительной гирлянды с пышно цветущей розой по центру, решённых в светлом металле, и вместе с огранёнными хризолитовыми вставками, дополняющих общее восприятие образа роскошью.
В середине XVIII в. на территории ансамбля был возведён Картинный дом – здание для хранения и демонстрации крупной коллекции Великого князя Петра Фёдоровича – Петра III, Императора Всероссийского с 1762 года. В одном здании располагались картинная галерея, библиотека и кунсткамера, а в 1755 году так же был смонтирован оперный театр. Ювелирный подвес «Картинный зал» посвящается живописному убранству двух залов второго этажа – картинного и двухсветного. Шпалерная развеска полотен в залах (способ размещения живописных произведений, при котором картины заполняют всю поверхность стены) так же отображена в подвесе – лицевая часть формируется из несимметрично собранных ячеек, дополненных выступающими по периметру перегородками, одновременно соединяющими все ячейки в неразрывное целое. «Изображение полотен» являет узор яшмовой пластины, аналогично, как и в подвесах «Окна дворца». Верхняя зона подвеса увенчана формой в виде императорской короны, символизирующей покровительство императорской семьи всем видам искусства, и в особенности – живописи! И именно живописному полотну посвящается ещё один подвес ювелирной композиции – «Вид на залив». Автор формирует облик картины в раме, оформленной лепниной с раскрытыми створками раковин и жемчужинками в каждой из них. Изображение «полотна картины» демонстрирует пластина пейзажной яшмы. Название яшмы – "пейзажная", говорит само за себя – сглаженная поверхность минерала покрыта множеством пятен различных оттенков и конфигураций, складывающихся в готовый узор, напоминающий природный пейзаж побережья морского залива.
Завершают художественную идею ювелирной композиции изделия, посвящённые состояниям природы. Кольца и ожерелье погружают в атмосферу парковой зоны ансамбля. Плотно сплетённая цепочка ожерелья «После дождя» удерживает массивный подвес с округлой гладкой вставкой прозрачного кварца с дымными, едва заметными вкраплениями молочного оттенка. Туманная влага дождя, так необходимая всяким видам растений, воплощена природным минералом, округлая его форма подобна лужицам в парке, оставшимся на дорожках. Не случайно кварц окружают завитушки ветвей с листвой вьюнка с одной стороны, и строгие, едва изогнутые ветви с фактурной листвой – с другой стороны. На дополнительной, уходящей вниз светлой цепочке также фигурируют кленовые листочки с бронзовым металлическим отливом. Среди листвы покоятся крохотные аметистовые вставки, и огранённые вставки камней светло-желтого оттенка. Подобно каплям воды, при ярком освящении, вставки озаряют листву лучистыми отблесками. Подобное растительное оформление придано кольцу «Солнечный день» и перстню с белым полупрозрачным камнем в верхушке. Похожие внешне, но разные по восприятию за счёт цвета минерала, кольцо и перстень дополняют ландшафт парковой зоны ансамбля. Шинки колец оплетают тонкие стебли с пышной листвой, дополненные распустившимися розетками цветочных соцветий. Некоторые решены в металле, тогда как другие в виде мелких и крупных вставок с огранкой или в форме кабошона.
Единство архитектуры и природы, их согласованность, создают то целое, что никогда не потеряет своей значимости, что не перестанет привлекает внимание, и именно потому имеет отображение во многих видах искусства. Акцентом так же выступает и географическая точка ансамбля, его историческая данность, имеющие одно из наиболее значимых мест, как в прошлом, так и в настоящем. Ювелирная композиция «Ораниенбаум» формирует и выстраивает образы одноимённого дворцово-паркового ансамбля через гармоничное сочетание натурального природного минерала с пластичными металлическими формами, погружая в атмосферу парка, прогулки, свежего воздуха, архитектуры, истории.