В коллекции Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова находится около 100 произведений русского фарфора и фаянса XIX – начала ХХ века.
Основу собрания составляют фарфоровые сервизы и чайные пары, а также несколько скульптур и предметов домашнего обихода, как ведущих заводов - Императорского, Ф.Я. Гарднера, братьев Корниловых, А.Г. Попова, М.С. Кузнецова, так и малых заводов, расположенных в Московской губернии - Миклашевского, Териховых и Киселева, Кудинова, Храпунова-Нового, а также завода Щелкунова и Метелёва в Сибири. Фаянс XIX века в коллекции музея представлен только одним изделием - салатником завода братьев Корниловых.
Императорский фарфоровый завод, основанный в 1744 г. в Санкт-Петербурге по приказу императрицы Елизаветы Петровны, стал первым и единственным на территории Российской империи государственным предприятием, выпускающим фарфор. Изделия предназначались для царских дворцов и высокопоставленных лиц. Росписи и формы предметов обладали высоким художественным качеством, отвечая запросам заказчиков.
Остальные фарфоровые заводы России были частными. Первый из них появился в 1766 г. в селе Вербилки недалеко от Москвы благодаря английскому купцу Францу Яковлевичу Гарднеру, а несколько позже XIX век стал настоящим расцветом для частных фарфоровых заводов. Этому способствовало обнаружение залежей белых глин, необходимых для производства, а также таможенная политика начала века об ограничении ввоза иностранных предметов роскоши, к которым относился и фарфор. В отличие от государственного Императорского фарфорового завода, выпускающего изделия для царской семьи, частные заводы ориентировались на массовый сбыт продукции среди городского и крестьянского населения. Однако несколько заводов, в частности, Ф.Я. Гарднера и братьев Корниловых (основан в 1835 г. в Санкт-Петербурге), могли выполнять и заказы для императорских дворцов, что говорит о высоком качестве их изделий.
В Сибири также развивалось свое фарфоровое производство. В 1869 г. недалеко от Иркутска, в месте залежей белой глины, открылась «Фарфоро-фаянсовая фабрика торгового дома Переваловых», в начала ХХ века полностью перешедшая в управление торгового дома «Щелкунов и Метелёв». В 1920 г. она была национализирована и частично реконструирована и работала в течение ХХ века как Хайтинский фарфоровый завод.
Декоративное оформление фарфоровых изделий XIX – начала ХХ века века было разнообразным. На тарелке Императорского фарфорового завода времени правления императора Николая I можно увидеть классицистическую роспись, а тарелка из чайной пары времени Николая II украшена изображением черного двуглавого орла, являющегося Малым Государственным Гербом Российской империи, его изображение входит в личные гербы императора и наследника цесаревича. Фарфор также украшался пейзажными и орнаментальными росписями, однако чаще всего в сервизах и чайных парах преобладало изображение цветов.
Фарфор середины XIX века подвергся влиянию историзма, и особенно ярко в изделиях проявился стиль «второе рококо», взявший основные стилистические особенности из стиля рококо XVIII века: сплошное цветное крытьё в сочетании с росписью в фигурных резервах, как у чайного сервиза завода Попова, а также плавные изогнутые формы, часто имеющие завитки, как у набора чайной посуды завода братьев Корниловых.
В коллекции фарфора XIX – начала ХХ века своими очень крупными размерами выделяется чайная пара завода Гарднера: высота чашки 13 см, диаметр верха 15 см, диаметр тарелки 26 см. Надпись и на тарелке, и на чашке выполнена с юмором, учитывая их размеры: «Пей другую».