Искусство росписи металлических подносов берёт своё начало в XVIII веке. В это время в уральском городе Нижний Тагил на заводах промышленников Демидовых началось производство железных лакированных изделий с росписью, самая ранняя архивная запись о выпуске которых датируется 1746 годом – именно он считается временем основания тагильского подносного промысла. Уже во второй половине XVIII века сложился процесс производства этих изделий, который в целом дошёл до нашего времени: вырезается железный лист, ему придаётся форма подноса, затем его грунтуют и расписывают масляными красками, а сверху покрывают несколькими слоями прозрачного лака. Основными видами росписей подносов XVIII века стали сюжетные композиции и орнамент, а в начале XIX века распространение получили подносы-картины – копии с гравюр, позже доминирующей стала цветочная роспись и особенно сказочная «тагильская» роза. Подносы продавались на различных ярмарках в Нижнем Тагиле, Ирбите, Нижнем Новгороде.
Позднее, в начале XIX века, подносы из папье-маше начали расписывать в подмосковных мастерских в деревнях Осташково, Хлебниково, Троицкое, Сорокино, Новосильцево. Однако самыми известными стали жостовские. В 1825 году братья Вишняковы основали мастерскую в деревне Жостово, которая выпускала лаковые изделия с миниатюрной росписью и подносы, сделанные из папье-маше. Затем, в 1830-х годах, под влиянием нижнетагильского промысла мастера стали расписывать металлические подносы. Постепенно сложилась традиционная последовательность многослойной росписи, которой придерживаются мастера и сегодня: первый слой – цветовой набросок разбелёнными красками, или «замалёвка», затем – прокладывание тени («тенёжка»), прописывание светлых мест – «прокладка», создание бликов – «бликовка», прочерчивание контуров и краёв – «чертёжка», и наконец «привязка» – объединение всех элементов росписи при помощи ажурных травинок, заполняющих пространство между цветами и листьями. Пышный букет, состоящий из крупных цветов в окружении более мелких – основной мотив жостовской росписи, чаще всего написанный на чёрном фоне, однако мастера могли использовать и другие цвета – белый, красный, синий. Формы подносов также разнообразны: «гитарная», круглая, овальная, «крылатая», прямоугольная (такие подносы ещё называются «сибирскими»). Края изделий украшаются лёгким растительным орнаментом – «уборкой».
Новый этап развития жостовских и тагильских подносов начался после революции 1917 г. В 1928 г. несколько артелей Жостова, созданных на месте бывших мастерских, объединились в одну – «Металлоподнос», с 1960 г. именовавшуюся Жостовская фабрика декоративной росписи. То же случилось в Нижнем Тагиле: на базе артелей «Пролетарий», «Металлист», «Красная заря» появляется Нижнетагильский завод эмалированной посуды, который в 1970-е годы стал центром возрождения тагильского подноса: восстановлением художественной традиции промысла занялись сотрудники научных институтов и одна из старых мастериц Агриппина Васильевна Афанасьева, ставшая наставницей всего молодого поколения художниц 1970-х-1990-х годов.
В коллекции Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова есть несколько жостовских подносов второй половины ХХ века с росписями художников Н.П. Антипова, В.В. Жмылёва, М.П. Савельева, Н.А. Пичугиной, Н.И. Гогина, а также поднос «Павловский платок» и набор из пяти подносов «Уральские самоцветы» художницы из Нижнего Тагила Т.В. Гуляевой. Все они украшены цветочными композициями, выполненными в лучших традициях своего промысла.
Искусство росписи лакированных металлических подносов в ХХ веке развивается также и в Сибири. В фондах Красноярского художественного музея имеется поднос художницы из Кемерова Ольги Валентиновны Бачуриной «Полевой цветок» с изображением цветочного венка, прекрасно вписанного в круглую форму изделия.
С 1960-х по 2000-е годы в Красноярске работала фабрика «Сувенир», где также выпускали металлические подносы с лаковой росписью. В отличие от жостовской и тагильской, техника создания красноярской кистевой росписи отличается: мастера при переходе от «замалёвка» к «тенёжке» не высушивают краски, а пишут сразу по-сырому, что позволяет добиться очень плавного перехода от одного цвета к другому, создать богатство оттенков. Также красноярские художники в своих росписях обращаются к сибирской тематике и пишут таёжные цветы и ягоды, а композиция на подносах нередко асимметрична.
В собрании Красноярского художественного музея находится три подноса фабрики «Сувенир». Поднос «Сияние» Карловой Екатерины Юрьевны поступил в фонды в 1990 году с выставки-аукциона, проходящей в Красноярске. Роспись на изделии орнаментальная в красных тонах – именно красный ассоциировался с цветом огня, в котором выплавлялся металл для подносов. Среди последних приобретений музея – два других подноса: «Сибирский» художницы Риты Исмаиловны Ошкиной с мотивами таёжного разнотравья: ягодами, листьями, сосновыми шишками, жарками – и поднос Галины Ивановны Антипиной с росписью «Розы и шиповник», где букет с пышными цветами и ягодами стоит в плетёной корзине.