Православное искусство XVIII – начала XX века

Православное искусство - значительный пласт русской культуры, который несет в себе духовные ценности и многовековые традиции.


История российских музеев в XX веке тесно переплелась с историко-церковным наследием. Во многом благодаря хранительской и реставрационной деятельности музеев удалось сохранить от уничтожения многие памятники православного искусства.

В коллекции Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова хранится более 240 предметов церковного  искусства - среди них произведения иконописи, медные и серебряные оклады, медное культовое литье, деревянная резная скульптура. Коллекция начала формироваться в 1977 году, первые иконы поступали в музей из экспедиций по Енисейскому району Красноярского края. Большинство предметов попали в фонды благодаря собирательской деятельности музея, передачи в дар или закупок у частных коллекционеров и в антикварных магазинах.

В небольшой по объему коллекции отразилось все многообразие стилей, приемов, традиций, использовавшихся мастерами в различных уголках нашей страны, в том числе и в Сибири. Выставка знакомит зрителя с произведениями как местных мастеров, так и с привозными памятниками церковного искусства XVIII -  начала XX века. 

Многие иконы при определении в музей находились в очень плохой сохранности и были спасены от окончательного разрушения целенаправленной и планомерной реставрационной работой. В выставку вошли несколько икон, отреставрированных музейными художниками-реставраторами в 2019 году.


Приенисейская иконопись

Благовещение. Середина  XVIII  в. Дерево, левкас,  темпера


Православие пришло в Сибирь вместе с казаками, строившими укрепленные города-остроги. В Сибири до начала XVIII века, фактически не существовало собственного иконописания, большинство икон были привозными из основных иконописных центров России. Постепенно, ближе к концу XVII века, появляются первые местные мастера.Приенисейские иконы отличает сдержанный колорит, в котором используются красный, зеленый и коричневый цвета, дополненные черным и белилами, относительная свобода в трактовке традиционных сюжетов.

В XVIII веке была привнесена новая для Сибири украинская традиция, ориентированная на западное барокко. Это привело к выразительному художественному синтезу и вылилось в явление, называемое "сибирским барокко". В иконостасах, создаваемых енисейскими мастерами была распространена деревянная объемная резьба, с растительными элементами, валютами, розетками. В иконах использовались приемы светской масляной живописи. Этапы становления и развития приенисейской иконописи тесно связаны с периодами освоения Приенисейской Сибири. Все это нашло отражение в художественных приемах, колорите, особом своеобразии местных икон.

Настоящий всплеск народного иконописания произошел во второй половине XIX века,  после отмены крепостного права, когда в Сибирь идет волна переселенческого движения. В этот период доля народной иконы в общей массе значительно возросла, сформировалось целое направление в иконописи, ориентированное на вкусы. крестьянства.


Поздняя русская иконопись XIX - начала XX в.

Григорий Богослов. Конец XIX - начала XX в. (копия византийской иконы Х в.) Дерево,  левкас,  темпера, золочение


Сибирь, в том числе и Приенисейский край, являлась крупнейшим иконным рынком государства: сюда привозились иконы из всех ведущих центров России. Поэтому в музейной коллекции можно увидеть иконы, принадлежащие к разным традициям и школам иконописания. 

Официальная линия иконописи XIX - начале XX века придерживалась академического живописного направления. Церковные заказы часто выполнялись светскими художниками, имеющими академическое образование. Образы на иконах приобретают картинность, объем, сложные композиции. Древнерусская иконописная традиция в этот период сохранилась благодаря народной и старообрядческой иконе. Для них характерна каноничность и плоскостность образов.

В третьей четверти XIX – начале XX века особую популярность приобретают иконы, написанные на золотом фоне, с гравировкой по левкасу. Такая поверхность иконы имитирует драгоценный оклад.


Оклады

Икона Богоматери «Иверская» в окладе. Начало ХХ в. Дерево, левкас, темпера, серебро, штамповка, чеканка, эмаль, скань, золочение


Традиция устройства иконных окладов пришла на Русь из Византии, где они рассматривались не просто как украшение, но как драгоценный ковчег, который должен был подчеркивать значимость святыни. Оклады создавались также для того, чтобы защитить икону от негативных воздействий окружающей среды.

Термин «оклад» известен с XVI века, тогда же появляется и церковно-славянское слово «риза» (одеяние). Оклад не воспринимался как нечто отдельное от иконы. Первоначально появились металлические венцы на нимбах святых, затем обетные привески, подношения в виде ювелирных украшений.Особой любовью на Руси пользовались образы Богородицы, сопровождавшие  православных верующих в бедах и в радостях.

Оклады на иконы, представленные в выставке выполнены из различных материалов: меди, серебра, бисера и речного жемчуга. В них использован богатейший набор разнообразных техник обработки металла: резьбу, чеканку, чернение, золочение, канфарение, скань и филигрань.


Медное культовое литье

Святой Никола. XIX в. Медь, литье, эмали


Священные изображения, отлитые из медного сплава имеют особое значение в  православной культуре. Традиции их изготовления и почитания  были восприняты на Руси вместе с азами православной веры. Церковный раскол XVII века принес распространение новых канонов в религиозном искусстве. Официально указами 1722, 1723 годов отливка и использование медных икон было запрещено. При этом в старообрядчестве значение медного иконного литья как более консервативного искусства сильно возросло. Во время гонений такую икону легко было спрятать, перевезти в безопасное место. Медные иконы, кресты и образки помещали в иконостас, часто врезали в иконы, носили с собой.

Крупнейшими центрами по производству медного культового литья на протяжении всего XVIII и первой половины XIX в. были Поморье (Выговский монастырь), Урал, подмосковные Гуслицы. В коллекции музея представлены иконы, напрестольные и наперстные кресты, складни, нательные иконы и кресты, расцвеченные горячей эмалью.