Пейзажные мотивы в гобелене. Из собрания КХМ им. В.И. Сурикова

В России гобелен появился в петровскую эпоху. Тогда он назывался шпалерой. Это искусство отвечало запросам императорского двора и высшего дворянства. Гобелены ХVIII – ХIХ вв. представляли собой репродукции живописных произведений, которые создавались, правило, по эскизам и картонам живописцев.  

В ХIХ в. искусство гобелена находилось в упадке. Попытки его возрождения предпринимались с начала ХХ в. во Франции, Голландии и Германии. Тогда были выполнены своего рода репродукции в гобеленовой технике манер живописи Ван Гога, Э. Мане и др. Однако гобелен был возрожден в конце 1930-начале 1940-х гг. французским художником Жаном Люрса (1892-1966), познакомившимся в 1936 г. с секретами ткачества на ткацкой мануфактуре Обюссона, а в конце 1930-х гг. – с серией гобеленов «Апокалипсис» (1377) Николы Батая в Анжере.

На рубеже 1950-1960-х гг. художники многих стран обращались к гобелену. Но вместо классической техники гладкого ткачества применяли разнообразные комбинированные техники. Материалами же им служили наряду с традиционными для гобелена материалами – шерстью, льном и шелком – веревки, металлические нити, кусочки кожи, дерева и т. д.    

В нашей стране становление гобелена началось в первой половине 1960-х гг. Но уже в 1970-е гг. он отличался широкой тематикой, пониманием специфики,  разнообразием  приемов ткачества, а также форм, начиная от традиционного настенного произведения и заканчивая объемным предметом. Наиболее последовательно и программно в гобелене работали художники РСФСР и Прибалтики.

Гобелены из собрания КХМ им. В.И. Сурикова относятся  преимущественно к 1980-м гг. Это декоративно-монументальные произведения, выполненные в комбинированных техниках и материалах, не характерных для этого искусства, а также камерные произведения, исполненные в традициях гладкого ткачества. Для этого искусства характерна, с одной стороны, современная проблематика, а с другой, обращение к традициям национальной культуры.

Большое место в отечественном гобелене второй половины ХХ в. занимала тема природы. В живописном пейзаже зритель мысленно входит в картину, где пространство передано с помощью линейной перспективы. А в гобелене – ковре-картине – пространство обычно изображается уходящим не в глубину, а развернутым снизу вверх. Тем не менее,  прибалтийские художники гобелена в ряде произведений передавали пространство как световоздушную среду.

К числу таких произведений принадлежит гобелен «Город детства» литовской художницы Д. Версецкайте-Брогене. В нем изображен восход солнца над городом. Начало дня как начало жизни. Высокое небо высветлено у горизонта, где чуть розовеющее солнце в легкой дымке утреннего тумана окружено светящимся ореолом. Внизу – город, изображенный условно в виде череды   рельефных прямоугольников и квадратов, которые изображают крыши домов. Они  подчеркивают невесомость  световоздушного пространства, переданного светлой цветовой гаммой. Оно уходит в глубину и одновременно принадлежит плоскости гобелена, вытканного в технике плотного ткачества. В гобелене «Город детства» Д. Версецкайте-Брогене решила пейзажный мотив живописно – посредством тонких переходов цвета.

Обращаясь в гобелене к пейзажным мотивам, многие художники умели передать характерные особенности природы. Тему сибирской природы в гобелене «Таежный родник» Т.В. Беглюк (1953 г.р.) воплотила фрагментарно и крупным планом как часть беспредельного пространства. Природа показана в нем в неразрывной связи со световоздушной средой. Таежные дебри и сам родник, изображенный струящимся сверху вниз, переданы живописно, цветовыми пятнами, вытканными из нитей охристых, коричневых, синих, серых и белых тонов, с вкраплениями одного тона в другой. Вместе с тем вся композиция этого гобелена отличается предельным лаконизмом и цельностью, воплощая гармоническую взаимосвязь разных форм природы с пространством, частью которого они являются.

Замысел гобелена «Каменный цветок» возник у В.Г. Фаломкина (1950 г.р.) после посещения угольного разреза «Кедровский». Большое впечатление на него произвели глубина, размер разреза и как в глубине блестел уголь. В тканом полотне художник  изобразил пространство движущимся сверху вниз у в глубину – к угольному разрезу. Движение передано стилизованным уступчатым спуском терриконов и линий дороги, спускающихся к нему. Впечатления мерцающего пространства в гобелене «Каменный цветок» достигнуто тем, что он выткан из меланжированных нитей, то есть из разных по цвету нитей, скрученных друг с другом.  

Московский художник Наталья Васильевна Кирсанова (1912 – 1986) часто обращалась в гобелене к современным темам. Одним из них является гобелен  «Сибирь» (1970).

В этом произведении основным мотивом в изображении зимней сибирской природы является река. Она занимает большую часть фризообразной композиции. В левой части ярким оранжевым пятном выделяется отраженное в реке солнце, стушеванное на горизонте холодным морозным воздухом до светло-зеленого цвета. В правой части композиции конструкция моста в перспективном сокращении и зубчатая геометрическая деталь – плотина с рельефным плетением клубообразных форм, изображающих водный поток. В цветовой гамме гобелена «Сибирь» сочетания зеленоватых, золотистых, бежевых и бело-серых тонов передают характер колорита сибирского зимнего пейзажа. Поэтому в этом произведении Кирсанова предстает тонким колористом, сумевшим в технике ручного ткачества воплотить своеобразие сибирской природы.

К изображению природы Сибири обращалась в своем творчестве другая московская художница – Ольга Сергеевна Ровнова (1939 г.р.).

Гобелен «Енисей. Карлов створ» выполнен в 1979-1980 гг. и посвящен теме строительства Саяно-Шушенской ГЭС. Место для строительство плотины, зажатая между двух гиганских скал теснина Енисея, было названо «Карлов створ».

В этом гобелене гряда гор и Енисей изображены языком орнаментальной композиции. Волнообразным перепадам бурной реки ритмически вторят причудливые отроги гор. Но особой красотой в гобелене «Енисей. Карлов створ» отличается цветовая гамма, передающая колорит сибирской осенней природы.

Поэтичны образы в гобеленах, посвященных темам города и парков.

Тема парковой природы в гобелене «Тишина» (1983-1985) Валентины Ивановны Платоновой воплощена в мотиве «пышного природы увядания». Вид на озеро и белокаменную постройку на берегу открывается здесь сквозь проемы листвы большого дерева, изображенного в центре крупным планом. При этом то, что дальше, расположено в гобелене выше и в меньшем масштабе. Ощущение умиротворенности природы достигнуто уравновешенной композицией, колоритом и приемами ткачества. Плавные очертания листвы угадывается в форме гобелена, а именно в криволинейных контурах его боковых сторон.

Мотив городского пейзажа предстает в гобелене «Встреча» в характерных обликах северной столицы, запечатленной с разных точек зрения и в разных разворотах. Одетые в камень набережные, дома и мосты, изображены в холодной гамме коричнево-лиловых, серо-голубых тонов. Но большой город пустынен, пока человек одинок. Встреча двух людей изображена в центре верхнего яруса под аркой. Этот гобелен выполнен А.Р. Судаковым вскоре после окончания Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В,И. Мухиной. Возможно в нем отразились личные переживания художника.

В гобелене «Саяны» А.А. Андреева воплотила пейзажный мотив в форме орнаментальной композиции, где главными выразительными средствами выступают линия и цветовое пятно. В этом произведении величественные склоны горных отрогов с тающим снегом под лучами яркого солнца изображены условно прямыми и волнистыми черными линиями, как бы прочерченными по светло-охристому и белому фону. И в целом пейзажный мотив в гобелене «Сибирь» предстает как часть беспредельной природы.

Гобелены из собрания КХМ им. В.И. Сурикова даже в пределах одной темы природы поражают многообразием художественных решений. Они уникальны потому, что исполнены самими авторами от начала до конца, за исключением одного произведения – гобелена «Сибирь» Н.В. Кирсановой. В гобеленах каждый художник предстает неповторимой творческой индивидуальностью, мыслящей категориями монументального и станкового искусства, а также воплощающей пейзажные мотивы разнообразными приемами ткачества.