Образ Петра I в русском изобразительном искусстве XVIII – XIX веков

В 2022 году исполняется 350 лет со дня рождения российского императора Петра Великого. В коллекции Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова хранятся графические и живописные работы известных русских художников, в которых нашел свое отражение образ Петра I.

Одним из ярких произведений, посвященных Петру Великому является работа В.И. Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Это картина, в которой впервые у Сурикова появляется образ Петра. Для работы над картиной художник избрал точку зрения снизу и справа, недалеко от памятника. Благодаря этому монумент высоко поднимается над площадью, и фигура всадника выделяется красивым силуэтом на фоне освещённого луной неба. Эффект «парения» силуэта всадника достигается еще и тем, что постамент скульптуры художник пишет подобным обледеневшей глыбе, сливая его с заснеженной площадью в единое целое. Мастерски передано им двойное освещение – холодный свет луны и теплый – газовых фонарей. Полный величия Петр на вздыбленном коне, торжественная громада Исаакиевского собора в глубине картины – романтичный пейзаж, глубоко связанный с историей России, становится прообразом творчества В.И. Сурикова, проникнутого национальным романтизмом.

Графическая работа В.И. Сурикова «Петр I. 1878-1880», связана с работой художника над образом Петра I в картине «Утро стрелецкой казни». Тщательно выполненный рисунок с гравюры В. Фэйсорна – важнейший этап работы художника над картиной. Очевидно, что он сделан при подготовке к созданию образа Петра. Портрет Фэйсорна выполнен в 1698 году – Пётр изображен в кафтане и парчовом подбитом мехом плаще с богатой запоной, в шапке с меховыми отворотами и ещё одной запоной между ними из драгоценных камней, с жемчужными трясилками. Интересно, что рисунок Сурикова сделан с другой гравюры Фэйсорна, на которой портрет Петра I в овальной раме стоит на консоли, а изображение Петра – это точное, но зеркальное отражение вышеупомянутого портрета, то есть Пётр I здесь дан именно в том повороте, который необходим Сурикову для картины.

Живописная работа Г.Н. Горелова «Осмеяние Петром I трупа боярина Милославского» представляет собой эскиз к одноименной картине, написанной художником в 1911 г. Сюжет работы связан с событиями истории России 1697 года. Накануне отъезда Петра I с Великим посольством в заграничное путешествие, был раскрыт заговор покушения на его жизнь. Заговорщики были казнены в дворцовом селе Преображенском. Накануне их казни было вынуто из могилы недавно погребенное тело дяди царевны Софьи Ивана Милославского и привезено к месту казни на свиньях. Гроб был поставлен возле плах, и на труп Милославского стекала кровь казненных. На переднем плане изображены запряженные свиньи, везущие гроб боярина Милославского. Действие разворачивается также на фоне архитектуры  середины XVII века. Однако художник целиком переосмысливает композицию и цветовой строй произведения, оставляя неизменными главных действующих лиц. Эскиз отличается больше цветностью и декоративностью. На переднем плане изображены персонажи в богатых боярских одеждах, стоящие на коленях перед императором.

Особый интерес представляет собой цветная литография В.Ф. Тимма «Портрет Петра I», напечатанная в «Русском художественном листке». На литографии представлено несколько изображений. Кроме портрета Петра Великого, здесь напечатан первый проект памятника Петру I, который был составлен по просьбе императрицы Екатерины II скульптором Э.-М. Фальконе. Также изображено село Коломенское, где в 1672 году и родился будущий российский император.

В собрании музея хранятся несколько графических работ, выполненных выдающимися мастерами резцовой гравюры Е.П. Чемесова и Н.И. Уткина.

Портретная гравюра Н.И. Уткина «Портрет Петра I» выполнен с гравюры парижского мастера Пьера-Габриэля Ланглуа 1784 года, который, в свою очередь, был создан на основе утраченного живописного оригинала Луи Каравакка. В круглом медальоне изображен погрудный портрет Петра I. Император изображен в меховой накидке с лентой и звездой ордена Святого Андрея Первозванного. Овал украшен пальмовой  и дубовой ветвями – знаками победы и вечной славы. Листья дуба со времен правления Петра I также изображались на ребре монет Российской империи. Вдоль пальмовой ветви – изображение перевязанной ленты с надписью: SA GLOIRE EST A LUI SEUL RIEN NE PEUT LA FLETRIR.

Гравюра Е.П. Чемесова «Портрет Петра I» – первая известная работа Е.П. Чемесова, выполненная в граверном классе Императорской Академии художеств под руководством Г.Ф. Шмидта. По уверению Якоби, лицо награвировано самим Шмидтом (Iacobi, Catalogue raisonne de l´oeuvre de G.F. Schmidt. Londres, 1789).

Петр I изображен погрудно вправо в профиль в овальном медальоне, он облачен в латы, на правом плече Андреевская лента. В гравюре можно наблюдать отход от линии парадного портрета, в попытке создать более человечный образ императора. Нижняя часть медальона украшена гербом Российской империи и ветвями с бантом. Медальон помещен на фоне каменной плиты, проработанном горизонтальными линиями и насечкой. Манера гравирования портрета очень тонкая и изящная в сближенной тональной гамме.