Иллюстрации Константинова Ф.Д. Виртуальная выставка к 350-летию Петра Первого

Константинов Федор Денисович (1910-1997).

Народный художник РСФСР, член-корреспондент АХ СССР. Учился в Московском институте изобразительных искусств (1930-1935) у В.А. Фаворского, К.И. Истомина, Л.А. Бруни. Работал как художник-иллюстратор для издательств «Гослитиздат», «Детгиз», «Советский писатель» и др. (с нач. 1930-х). Выполнил иллюстрации к произведениям Горация, Овидия, М.Ю. Лермонтова, Шекспира, Шарля де Костера, Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина. За годы работы у художника выработался свой, неповторимый, легко узнаваемый стиль. Его ксилографии всегда мож­но узнать по обилию черного, на котором светлая штриховка вы­глядит несколько зыбкой, волную­щейся, «плывущей», вызывающей ассоциации с возникающей на воде под дуновением ветра рябью.

Пушкин всегда пользовался особой любовью художника. Из обширного пушкинского цикла ксилографий Ф.Д. Константинова в фондах КХМ им. В.И. Сурикова находится неполный цикл иллюстраций к поэме «Медный всадник» и два листа к поэме «Полтава». Гравюры к пушкинским произведениям удивительно точно передают их стиль и дух.

В этом году исполняется 350 лет со дня рождения Петра Первого, поэтому сегодня мы обращаем внимание в первую очередь на образ Петра в иллюстрациях художника. Петр в гравюрах Константинова предстает не только властным царственным всадником, который может раздавить своим неукротимым деспотизмом маленького человека – Евгения. Петр здесь также величественный и могучий правитель, властелин мощной державы, им созданной, над которой он простер свою царственную длань. Художник изображает его лицо крупным планом. В одном случае – это всесильный император, от воли которого зависит жизнь человека, в другом – государственный деятель, который воплощает свои смелые и дерзкие мечты в жизнь: «На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн… И думал он: отсель грозить мы будем шведу, здесь будет город заложен назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено, в Европу прорубить окно…». Здесь Константинов очень близок Пушкину в понимании образа Петра Первого, так же, как и поэт, он восхищен его грандиозными замыслами и колоссальных масштабов личностью императора.

В изображении сцен битвы в листах из «Полтавы» ощутимо тщательное изучение автором произведений ХVIII века. Художник, вне всякого сомнения, использовал в качестве источников работу И.Г Таннауера «Петр Первый в Полтавской битве», написанную в 1720 е годы и знаменитую мозаику М.В. Ломоносова «Полтавская баталия», созданную в 1762-1764 гг. Так же, как в работах XVIII века, Петр присутствует в центре композиции в виде всадника с саблей в руках. Художник умело стилизует свои работы в духе старинных гравюр, создавая атмосферу того времени и в то же время соответствуя духу пушкинского описания Полтавского сражения:

И грянул бой, Полтавский бой!

Швед, русский - колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Но близок, близок час победы

Ура! Мы ломим, гнутся шведы…

Художники XX века создали колоссальное количество вариаций трактовки пушкинских текстов и образа Петра Первого в них. Свой вклад в формирование этого изобразительного ряда внес и Ф.Д. Константинов, создавший настоящие гравированные сюиты, выразив в них собственное восприятие пушкинских образов и пушкинской поэтики.