В собрании Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова хранится коллекция домашнего текстиля: самотканых половиков, дорожек, кружков, созданных мастерицами ручного ткачества, жительницами Красноярского края. Коллекция домотканого текстиля начала формироваться в 1990 году, когда впервые была организована научно-исследовательская экспедиция в Пировский, Большемуртинский районы Красноярского края с целью сбора экспонатов для музейного фонда. Коллекция народного текстиля в собрании КХМ им. В.И. Сурикова представляет большую художественную ценность, дает представление о традиционном народном искусстве, многообразии техник узорного ткачества, свидетельствует о таланте народных мастериц, об их умении достичь большой выразительности и декоративности, о превосходном мастерстве.
Ткачество – процесс изготовления ткани посредством переплетения перпендикулярных систем нитей. Нити, идущие вдоль ткани, называются основой. Нити, идущие поперёк ткани, называются утком. Переплетение основы и утка происходит на ткацком стане.
В XX веке основой для тканых половиков служили покупные хлопчатобумажные нитки, утком – нарезанный полосками и скрученный льняной, хлопчатобумажный или шерстяной цветной лоскут. Декоративный эффект этих текстильных изделий достигался в основном за счет смены цвета утка в процессе тканья в технике закладного ткачества. Закладное ткачество относится к одному из древнейших способов получения орнаментированной ткани. Оно было известно в Древнем Египте, Индии, Китае других государствах Древнего мира. Техника называется закладной, так как цветные утки закладывают, отсчитывая по рисунку нити основы.
Закладное ткачество – вид сложного переплетения, выполняемый с помощью куколок - клубочков или палочек с намотанными на них разноцветными нитями для прокладки утка. Уток в закладном ткачестве прокладывается только на участке закладного узора, определённым цветом, строго по счету ниток. Основа перебирается вручную. Существует две разновидности закладного ткачества: без просветов и с просветами. Закладное (многоуточное) ткачество в различных вариациях достаточно часто встречается при ткачестве половиков: это узоры «ромбы», «звезды», «рачки». Основным орнаментом узоров является геометрический. Его мотивами служат разнообразные ромбические фигуры и крестовидные фигуры. Самый распространенный – узор полосками. При изготовлении этих простых изделий ткачихи достигали удивительного мастерства в подборе цветов и расположении цветных полос и «окон».
Население Красноярского края многонационально. При переселении из других мест в изделиях прослеживаются отголоски орнаментальных традиций привнесённых из других районов страны. Примером тому, может служить половик, вытканный Прасковьей Алексеевной Пляцевой (1907-2001), переселенки из Могилёвской губернии. Работа выполнена в основном из тонких хлопчатобумажных ниток во много сложений. Крупные, поперечно ориентированные ромбы по фиолетовому фону. Ромбы вытканы в четыре цвета: синий, желтый, красный и белый. В быту использовался местный термин «ткать цветами», ромб назывался «цвет».
Несколько работ выполнено старейшей мастерицей в области ручного ткачества, Якимовой Варварой Феофановной (1917-2018). Несколько слов об авторе: Варвара Феофановна вдова участника Великой Отечественной войны, труженица тыла, уроженка д. Саратовка Большемуртинского района. На половике, вытканном Якимовой В.Ф., зубчатые ромбы расположены по пестрым полосам. Внутри ромбов трапециевидный узор «рачки»: две трапеции, соединенные между собой короткими сторонами основания. Основа – темные тонкие х/б нити в 2 сложения. Уток – узкие скрученные лоскуты хлопчатобумажной ткани красного цвета.
Дорожка, выполненная жительницей Большемуртинского района Марией Николаевной Кардаш (1919-2007), на первый взгляд имеет тот же узор: зубчатые ромбы поперёк полос, но видна отличительная манера исполнения. Тканые дорожки привлекают простотой орнамента и разнообразием цветовых сочетаний.
Половик «клеточка», создан Мариомеей Егоровной Мыльниковой (1915-1998), жительницей фактории Сым. Село Сым расположено на берегу реки Сым в Енисейском районе Красноярского края. Удаленность Сыма от центра муниципального района, города Енисейска, составляет 500 км. Сым - национальное село, в котором живут эвенки и кеты — представители коренных народов Севера.
Основа половика – тонкая хлопчатобумажная нить с чередованием белого и черного цветов, создающая полосы разной ширины. Уток – скрученные лоскуты ткани шириной 1 см. Художественная выразительность заключена, в основном, в цвете. Узор состоит из широких полос черного, красного, зеленого, коричнево-бордового, серого, сиреневого цветов, разделённых узкими полосками: двумя светло-оранжевыми и между ними черного цвета. Дополнительные узкие полоски выявляют и подчёркивают основные цвета.
Самотканые дорожки восхищают мастерством, терпением, фантазией рукодельниц. Сколько души вложено в эти изделия! От них веет теплом и уютом деревенского дома, родного очага. Как говорили наши бабушки: "Где красота, там и рай". И действительно, благодаря красоте, которую бережно, с любовью создавали женщины, девушки долгими зимними вечерами, появлялся уют и покой в доме, лад и мир в семье. Произведения ручного ткачества – важнейшая составная часть традиционно-бытовой культуры, тесно связанная с историей и образом жизни людей, их эстетическими и религиозными представлениями. Половики и сейчас украшают наши дома, сохраняя для будущих поколений память предков. В коллекции Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова бережно сохраняются предметы народного текстиля. Радость причастности к традициям древнейшего промысла ткачества, мудрости, хранящейся в образцах текстильного искусства, наполняет сердца. Важно не отрываться от корней народного, настоящего ремесла, веками проверенного на прочность с точки зрения красоты, пользы и национального почерка.