Царица моя Преблагая

«Царица моя Преблагая»

 

Образы Божьей Матери занимают исключительное место в православной культуре. Церковь ставит Пресвятую Богородицу превыше всех святых и всех ангелов. Царица Небесная – молится за весь человеческий род, через Ее святые иконы просят помощи и исцеления.

В Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же их можно насчитать более 800. Принято выделять несколько основных типов изображения Пресвятой Богородицы: «Оранта», «Одигитрия», «Елеуса», «Агиосоритисса». В фондах Красноярского художественного музея хранится 47 богородичных икон различных иконографических изводов.

Один из древнейших типов изображения Богородицы  –  «Оранта» (греч. Молящаяся). К этому типу относится икона Божией Матери «Знамение». Богородица представлена с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, в жесте заступнической молитвы. На ее груди, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец.

На иконах типа «Одигитрия» (греч. Путеводительница) мы видим Божию Матерь,  которая указывает на Младенца Христа, восседающего на Ее руке. Центром композиции в этих образах является Христос, который правой рукой благословляет, а в левой руке держит свернутый свиток – символ Евангелия. Богородица, указывая на Богомладенца, говорит всему человеческому роду, что истинный путь - это путь к Христу. Из коллекции музея к типу «Одигитрии» относятся иконы Богоматери «Казанская», «Тихвинская», «Иверская», «Цесарская», «Смоленская».  

В образах «Елеуса» (греч. Умиление) мы видим Младенца Христа, припавшего щекой к щеке Богородицы. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. Иконы Богоматери «Владимирская» и «Корсунская» из музейного собрания являются примером этого иконографического типа.  Образы передают исполненное нежности общение Матери и Сына. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: это соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом.

Иконы Богоматери «Агиосоритисса» (греч. Заступница) изображают Богородицу без Младенца, обращенной в молении к Спасителю, иногда со свитком в руке. Подобные образы часто входят в состав деисусного ряда иконостаса. В этом иконографическом типе написаны музейные иконы Богоматери из Царских врат, из Деисуса,  икона Богоматери «Боголюбская».

 Каждая икона Богородицы, сохраняя все особенности своего типа, обладает индивидуальностью. С первых икон делались списки, которые распространялись по всему миру и приобретали свои характерные особенности. Вот почему так много различных икон Богоматери. Каждая из них нашла отклик в сердцах и душах молящихся, и по всему православному миру к ним возносятся молитвы.