80-летию снятия блокады посвящается…
Блокада Ленинграда… Эти два слова знают во всем мире. Ни один город за всю историю не выдерживал такого, что выдержали ленинградцы. Бомбежки, артобстрелы, голод, не было света, не работал водопровод, но город жил несмотря ни на что! Ольга Берггольц, поэтесса, пережившая всю блокаду Ленинграда, почти каждый день выступавшая с обращениями к ленинградцам по радио, писала осенью 1941 года: «Над Ленинградом смертная угроза… Бессонны ночи, тяжек день любой. Но мы забыли, что такое слезы, что называлось страхом и мольбой. Я говорю: нас, граждан Ленинграда, не поколеблет грохот канонад, и если завтра будут баррикады - мы не покинем наших баррикад».
Работали заводы, где делали снаряды, выпускали танки, оружие; актеры, оставшиеся в Ленинграде, выступали в госпиталях, по радио, а с 42 года и на сцене. В зале Ленинградской филармонии 9 августа 1942 года прозвучала Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича, которая с того момента стала называться Ленинградской. Из далекого Казахстана прозвучал голос Джамбула:
…К вам в стальную ломится дверь
Словно вечность проголодав,
Обезумевший от потерь
Многоглавый жадный удав…
Сдохнет он у ваших застав!
Будет в корчах шипеть змея,
Будут снова петь соловьи,
Будет вольной наша семья,
Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!...
Художники Ленинграда, оставшиеся в городе, работали над маскировкой памятников архитектуры, созданием плакатов, листовок. Произведения создавались в холодных, неотапливаемых мастерских, в тяжелейших условиях блокады. Но вопреки всему – бомбежкам, артобстрелам, голоду, холоду, в Ленинградском Союзе художников на ул. Герцена, 38открылась выставка уже в январе 1942 года! В своей литографии «Зима.Блокада», созданной в 1981 г, В.С.Вильнер словно вспоминает те героические дни, перед его мысленным взором возникают и живописец у мольберта, и люди у входа в бомбоубежище,и зенитные орудия с фигурами бойцов рядом – картина повседневной жизни блокадного города.
В коллекции музея - небольшое количество работ, посвященных блокаде, но все они великолепны как по художественному уровню, так и по силе эмоционального воздействия. Алексей Федорович Пахомов оставался в городе во время блокады, где в 1942–1944 годах создал серию литографий «Ленинград в дни блокады». В цикл вошло более 30 работ, шесть работ из этого цикла находятся в собрании музея. «Стройка ДЗОТа у Кировского моста. 41 год», «В стационар», «На Неву за водой», «Очистка города», «Огороды», «Скоро свет». Каждый лист наряду с абсолютной достоверностью, обладает высокими художественными качествами. Художнику удалось в черно-белых литографиях передать несгибаемый дух ленинградцев, их волю к победе. Недаром графические листы Пахомова показывались на импровизированных выставках прямо с кузовов грузовиков с откинутыми бортами, в Берлине в первые победные дни.
Юрий Михайлович Непринцев так же, как и А.Ф.Пахомов, находился в Ленинграде всю блокаду. С ноября 1942 он был назначен художником Политического управления Балтийского флота. Огромное количество зарисовок с натуры, портретов карандашом, выполненные Непринцевым в годы блокады – это были портреты его друзей – балтийцев, выполненные карандашом, послужили после войны основой для многих его работ. В коллекции музея – два офорта Непринцева – «Балтийцы» и «Ленинград. Лето 1943 г», в которых художнику удалось хорошо передать мужественность и героику тех лет, подчеркнуть торжество жизни, несмотря на трагические события блокады.
Ленинградский художник А.А.Ушин, подростком переживший блокаду, посвятил свое творчество подвигу родного города. В его черно-белых линогравюрах прекрасный город выглядит суровым, жестко ощетинившимся противотанковыми ежами и надолбами, мощными лучами прожекторов. Листы Ушина поражают умением передавать трагическую красоту военного Ленинграда, дыхание огромного города.
День снятия блокады – 27 января 1944 года помнят и отмечают в нашей стране. Особенно свято чтят его в городе на Неве. Память о блокаде передается от поколения к поколению. Ленинградский художник – фронтовик Владимир Иванович Сердюков в год тридцатилетия Победы создал гравюру с изображением монумента героическим защитникам Ленинграда, установленного в том же году в Ленинграде на площади Победы (скульптор - М.К.Аникушин). Художник подчеркивает, что защитники великого города сражались ради жизни, ради счастья детей и внуков. Недаром он вводит в композицию листа фигуры невесты в белом платье и жениха – молодого офицера, снявшего фуражку перед входом в памятный зал «Блокада». Работа художника наполнена восхищением перед величественной красотой памятника и преклонением перед памятью защитников Ленинграда.