Неизвестный иконописец

«Параскева Пятница»

18 век | Дерево, левкас, темпера, золочение, серебрение (71х52,4х3,2 см)

Великомученица Параскева родилась в годы царствования императора Диоклетиана в городе Иконии в Малой Азии (южная Турция). Родители ее особо чтили пятницу, когда на Кресте пострадал Господь Иисус Христос. В честь этого дня они и назвали свою дочь. Олицетворяя страстную пятницу, Параскева почиталась как мученица, претерпевшая страдания и твердо отстаивавшая свою веру.

В житии святой говорится, что родители ее воспитывали в благочестии и чистоте. С детства Параскева всем сердцем возлюбила Христа, подражая в вере и в делах своим родителям. Она осиротела, когда ещё была юной; достигнув совершеннолетнего возраста, приняла обет девства и заботилась о распространении христианской веры среди язычников. За исповедание веры озлобившиеся язычники схватили ее и предложили принести жертву языческим идолам. Параскева отказалась принести жертву, за что приняла мученическую кончину.

В народных представлениях Параскева занимает среди святых жен такое же выдающееся место, как святой Николай Чудотворец среди других святых. Оба они заступники, помощники во всех бедах. Святая также считалась покровительницей свадеб, домашнего очага, женского труда. Память великомученице Параскеве отмечается православной церковью 10 ноября (28 октября).

Икона с образом святой Параскевы Пятницы, изображенной прямолично, – храмовая. В правой руке Параскева держит восьмиконечный крест, в левой – свиток с текстом молитвы: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя Творца небу и земли, видим…». На Параскеве темно-зеленая туника с узором, выполненным твореным золотом и серебром в виде растительных мотивов. Туника отделана каймой с жемчужной обнизью. Над головой Параскевы два ангела держат венец – символ мученичества. Нимб Параскевы – золотой, обведен красной линией. Над венцом, на полях, оглавное изображение Спаса Эммануила в облаках. Фон иконы светло-зеленый, поля охристые. Средник обведен черной линией, опушь темно-зеленая.

По манере исполнения и колориту икону можно отнести к кругу памятников Приенисейского края XVIII века. Характерный тип лика святой, с высокими скулами и миндалевидными глазами, соотносится с внешностью местных коренных народов. Возможно, иконописец сознательно придал святой особые черты, чтобы приблизить ее образ к верующим, живущим в Сибири.

Икона была получена в дар от художника В.Ф. Капелько в 1981 году.

 

Другие работы автора