Неизвестный иконописец

«Николай Чудотворец (в окладе)»

Урал ХIХ век | Дерево, левкас, темпера, золочение (54 х 45 х 3 см)

Николай Чудотворец самый почитаемый из святых христианского мира. По количеству икон и храмов, освященных в его честь, святитель Николай занимает одно из первых мест после Божией Матери. Его иконография настолько многообразна, что вряд ли можно найти еще одного святого, имеющего такой широкий круг изображений. Тип поясного Николы с Евангелием в левой руке относится к числу наиболее распространенных в византийском и русском искусстве, известен на Руси с XI века.

Церковное искусство сохранило на протяжении веков портретные черты святого. Его внешний облик на иконах всегда отличается ярко выраженной индивидуальностью. Облик святителя отличает высокий лоб, глубокие морщины на лбу, переносице и щеках, заботливый взгляд пастыря, в котором читается строгая проницательность.

Икона святого Николы, вероятно, написана в XIX веке на Урале, в старообрядческой иконописной мастерской. Об этом свидетельствует характер изображения, подпись по сторонам от изображения святого и благословляющий двуперстный жест. Святой облачен в темно-красную фелонь с цветочным узором, в виде красных стилизованных розанов с темно-зелеными листьями, и пурпурный омофор с золотыми крестами. В левой руке, покрытой красным платом, он держит открытое Евангелие. По сторонам от святого изображены Спаситель и Богородица на облаках, возвращающие ему Евангелие и омофор. Их изображения связаны с «Никейским чудом», когда к заточенному в тюрьму Николаю Чудотворцу явились Христос и Богоматерь и вручили ему знаки епископского сана. Одежды Христа, Богоматери, а также складки на плате проработаны золотым ассистом (твореным золотом).

Икона написана по светлому охристому фону, нимб золотой, обведен красной линией с зубцами по внешнему краю. Поручи, ворот, кайма фелони, розетки и кресты проработаны насечкой по сусальному золоту, имитирующей гравировку по металлу.

Особенность иконографии иконы раскрытое Евангелие с текстом: «... и сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и много народы из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись» (Лк. 6, 17-18). На Урале святителя Николу было принято писать с открытым Евангелием, поскольку это требовало от иконописца большего мастерства. Если Евангелие на старообрядческой иконе было закрытым это считалось признаком подделки или нерадивости иконописца.

Икона имеет медный оклад, поступила в музейную коллекцию в 1984 году.

Другие работы автора