Неизвестный иконописец. Центральная Россия

«Икона «Воскресение Христово — сошествие во Ад с праздниками, евангелистами и Троицей Новозаветной на полях»»

XIX век | Дерево, левкас, темпера, золочение, цветные лаки (53,2 х 44,6 х 3,4 см)

Основная композиция в среднике окружена узкими полями, отделяющими её от 16 клейм с изображениями Праздников.

На полях иконы вверху – изображение в круглом клейме Троицы Новозаветной. На полях по углам изображения четырех Евангелистов. Над центральной композицией на полях надпись «ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО». На полях надписи, поясняющие сюжеты. Фон полей – золотистая охра. Лузга золотая, по наружному краю обведена красно-коричневой линией. Опушь двойная – зелено-красная. Средник иконы – золочениие по левкасу. Живопись по позолоте. Письмо миниатюрное, фигуры правильных пропорций. Колорит иконы построен на активном взаимодействии разных оттенков красных, коричневых и зеленых цветов.

На одеждах контурные притинки по рисунку складок более темными оттенками основного цвета и золотой ассист, моделирующий объем. Лики написаны плавями по коричневому санкирю с белильными оживками. Белила применены также в моделировке лещадок и в разделке архитектурных мотивов. В среднике одежды Христа прописаны цветными лаками по золочению с притинками и графической разделкой складок.

В среднике иконы, в центре представлена композиция из нескольких сюжетов. Выделены две основные сцены: «Восстание из гроба» вверху и «Сошествие во Ад» внизу. В верхней композиции на фоне овальной красно-коричневой мандорлы с золотым лучистым ассистом показана фигура Христа, встающего из саркофага, благословляющего правой рукой. В левой руке у него свернутый свиток.

Одежды Христа коричневого цвета с зеленоватыми притинками, рисунок складок уточнен графически черным цветом. Вокруг саркофага четыре стражника в доспехах. Слева фигуры четырех ангелов, спускающихся в Ад. Справа в верхней части композиции изображен Рай в виде крепости с вратами, хранимыми херувимом. Внутри крепости находятся старцы Илия и Енох и благоразумный разбойник Рах. Слева вверху на фоне горок показана еще одна башня крепости Рая с фигурой коленопреклоненного апостола Петра.

В нижней части композиции – сцена «Сошествие во Ад». В центре по оси фигура Христа в рост, стоящего на поверженных створках врат Ада над черной расселиной между двумя горками с плоскими лещадками. Христос изображен на фоне краснокоричневой мандорлы с золотым лучистым сиянием.

На нем коричневые одежды. Правую руку он подает Адаму, а в левой держит свернутый свиток.В левом углу персонификация Ада в виде разверстой пасти чудовища. Из Ада выходят праведники. Справа в нижнем углу композиции еще одна самостоятельная сцена – «Призвание апостола Петра».

Икона была написана в середине XIX века в хорошей профессиональной мастерской.