Неизвестный иконописец

«Богоматерь Казанская»

18 век | Икона. Дерево, левкас, темпера, золочение (54×46×3,8 см)

Древнейший прообраз иконы Богоматери, по преданию, был обретен в Казани в 1579 году, через 27 лет после взятия города царем Иваном IV Грозным. Богородица неоднократно являлась во сне благочестивой девице Матроне, дочери стрельца, с просьбой найти Ее икону в указанном месте. Икона Божьей Матери была найдена в земле на пепелище после страшного пожара, в результате которого было уничтожено половина города. Она сияла как только что написанная. Список с иконы был отправлен в Москву. На месте явления иконы по распоряжению царя была построена церковь и основан Богородицкий девичий монастырь. Первой инокиней, а затем и настоятельницей монастыря стала Матрона.

Казанская икона Богоматери относится к одному из изводов типа Одигитрии (путеводительницы). Богородица изображена фронтально, оплечно, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Справа от Богородицы изображен Младенец Иисус Христос. Младенец представлен строго анфас, фигура его ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим двуперстным жестом. На Марии темно-зеленый чепец, такого же цвета туника с узорным воротом, темно-красный мафорий (плат на голове) с узорной каймой и белыми многолучевыми звездами на лбу и на плече. На Христе темно-зеленый хитон (нижняя одежда), с клавом красного цвета (ткань перекинутая через плечо, служившая знаком отличия благородного происхождения у римких граждан), красный гимматий (верхняя одежда) с тонким золотым ассистом (штрихи сусального золота на складках одежд). Взгляды Матери Божией и Богомладенца обращены непосредственно на молящегося.

Справа и слева на полях по два клейма с изображениями святых: Св. Алексий человек Божий, Св. Спиридон, Св. пророк Илия, Св. Власий. Фон клейм красный, под ногами святых зеленый позем. Нимбы святых покрыты сусальным золотом. Наличие святых на полях может свидетельствовать о том, что это семейная икона, заказанная для храма или для моленной.

Икона написана в византийской традиции, с точным соблюдением канона. В середине XIX века подобные иконы писались для старообрядцев в крупных иконописных мастерских Центральной России.

Икона поступила в коллекцию музея в 1983 году через Министерство культуры СССР.

Другие работы автора