В конце XVIII – первой половине XIX века в Центральной России и на Урале возникает множество иконописных центров. На это время приходится расцвет иконописания в Романове-Борисоглебске. Феномен «романовской иконы» заключается в том, что среди преобладания в церковном искусстве XVIII – XIX веков европейской традиции и отхода от канонов, романовским иконописцам удалось сохранить достижения ярославских, костромских и московских мастеров XVII века. Выполняя заказы старообрядцев, иконописцы бережно сохраняли и передавали по наследству коллекции прорисей с икон – контурных рисунков сюжетов. Во многом благодаря этому традиция романовского иконописания сохранилась в неприкосновенности, не подвергшись иным влияниям.
Романовские иконы в основном предназначались для богатых заказчиков, знатоков и ценителей элитарного письма. Характерной особенностью является виртуозность традиционного рисунка, особая теплота колорита, основанная на вариациях оттенков травянисто-зеленого, малинового и нежно-розового. Мастера-иконописцы большое внимание уделяли декоративному оформлению произведений, украшая иконы богатым растительным орнаментом.
Икона Богоматери является частью деисусной композиции, где в центре традиционно изображается Христос, по сторонам обращенные к нему в молитвенных позах Богоматерь и Иоанн Предтеча. Деисус (с греч. прошение, моление) воплощает идею заступничества святых за людей перед Христом.
Богородица изображена в повороте вправо, в ее левой руке развернутый свиток с текстом: «Владыко Многомилостивый Господи Иисусе Христе Сыне Божий услыши молитву Матери Твоея...». Она облачена в пурпурный мафорий с золотой каймой, зеленый чепец и тунику с золотым воротом и обшлагами. Лик Богородицы написан плавями по темному санкирю с подрумянкой и оживками. Складки одежды прописаны контурными притинками и пробелами.
Икона изобилует разнообразными орнаментами, свойственными «романовским» письмам. Золотой нимб заполнен орнаментом в виде растительного побега, выполненного черным лаком. Поля иконы орнаментированы узором из листьев, трав, цветов, кистей винограда, сложных витиеватых узлов и корзины с цветами. Фон полей прописан красным лаком по позолоте. Благодаря тонкой орнаментальности, сочетанию красного и черного фонов по позолоте, имитирующих чернение, икона воспринимается одетой в драгоценный оклад.
Икона поступила в музейную коллекцию в 1983 году.