Кирсанова Наталья Васильевна

«Сибирь»

1970 | Гобелен. Шерсть, алюнит (150 х 300 см)

Кирсанова Наталья Васильевна – советский мастер художественного текстиля. Заслуженный художник РСФСР (1976). Окончила Московский текстильный институт (1940). Работала художником-декоратором в Центральном театре кукол (1942-1944), художником по набивным тканям на фабрике им. Я. М. Свердлова (1940-1941), на комбинате шелковом «Красная Роза» (1945-1965)  

«Парный «Северу» гобелен «Сибирь» из фондов нашего музея. Самая привлекательная сторона этого произведения – лирико-поэтическое толкование природы. Перед нами мир волшебной зимней сказки. В звучании богатой гаммы холодных красок – в их переливах рождается образ суровой, но неповторимо прекрасной сибирской зимы.

В этой работе применён приём «живописных мазков» для передачи зыбкой и трепетной поверхности. Краски нитей вкраплены через тончайшие цветовые нюансы. Кирсанова стремится поддержать цветовую гамму гобелена системой ткачества – в целом плотного, зернистого, но весьма многообразного. Для усиления эффекта серебристого сибирского пейзажа автором применяется алюнит - металлические нити, получаемые из листов алюминиевой фольги, шириной не шире 8 мм. Для получения цветной фольги её окрашивают пигментом и покрывают защитной плёнкой.

По мысли автора, длинные, тонкие, рельефные жгуты должны изображать уходящую вглубь конструкцию моста, но, скорее всего, вертикали, сотканные из золотистого люрекса, напомнят о ветвях зимней березы или ивы. Легко узнаваема в очертаниях геометрической конструкции плотина Саяно-Шушенской ГЭС, а в клубящихся формах внизу – водный поток Енисея. Светлые фигурки стремительно бегущих оленей в верхнем левом углу, излишне броски, они «выскакивают» из общего стиля изображения – слишком активен цвет и плотное крупнозернистое ткачество.

Кирсанова, как тонкий колорист, сумела передать поэтическое настроение, неповторимую прелесть цветовых гармоний. Работы художницы привлекают чувством декоративного стиля, чувством красоты самого материала, его структурных и цветовых возможностей. Источником вдохновения для нее служит жизнь, поэтому в ее гобеленах так ощутимо образно-эмоциональное начало.