Бобров Алексей Алексеевич

«Горе вдовца»

1860-е | Холст, масло (52,5×48,5 см.)

Имя Алексея Алексеевича Боброва – имя в искусстве не громкое. И само искусство его – вполголоса. Но какой этот голос человечный. В 1866 году он поступил вольнослушателем в  Академию художеств, после окончания которой получил диплом на звание учителя в низших учебных заведениях. Главная тема художника – интерьеры комнат и жанровые сцены, происходящие в этих комнатах. Он выбирает  сюжеты не парадные, не торжественные, а совсем обыденные, и этим простым сюжетам очень соответствует небольшой размер картин.

Картина «Горе вдовца» с первого взгляда кажется, может быть, слишком непритязательной, может быть, даже наивной в своем выражении. Но стоит вглядеться, стоит пойти за художником,  и можно увидеть за кажущейся простотой   неподдельное чувство – без театральности, без игры на публику. Душевный и чуткий художник очень внимателен к деталям, именно они многое скажут   зрителю об этой жизни, об этом простом человеке, об этом горе. Во всем – полное безразличие к опустевшему дому. Какой контраст между этой, теперешней, и прошлой счастливой жизнью. Да и сама поза – на краешке стула, неудобная, случайная, и эта незамечаемость неудобства тоже красноречивы. Алексей Бобров обладал редкой способностью увидеть и преподнести даже самые незначительные моменты повседневной жизни как произведение искусства.

Ободранные ножки стула, сбитая скатерть, покосившийся абажур лампы, беспорядочно брошенные вещи на этажерке и верхняя одежда на спинке стула указывают на трагедию в жизни персонажа картины.

Портреты на стене показывают прошлую счастливую жизнь героя картины.

Сюжет картины относится к бытовому жанру.