Нестеров Михаил Васильевич

«Христос на пути в Эммаус»

1896 | Холст, масло (71,5×98,5 см.)

Михаил Васильевич Нестеров родился в Уфе, в купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его педагогами были В.Г. Перов и А.К. Саврасов. Под их влиянием ранние картины Нестерова были созданы в традициях передвижничества. 

В зрелый период творчества художник создает произведения на религиозную тему. С целью изучения приемов монументальной живописи Нестеров отправился в Рим, Палермо, Константинополь и Равенну – туда, где он мог ознакомиться с традициями византийского искусства. В 1894 – 1897 годах Нестеров работает над созданием эскизов и картонов для мозаичных композиций храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.  Эскиз мозаики «На пути в Эммаус» был создан для резного иконостаса – одной из главных достопримечательностей собора.

Сюжет произведения описан в последней главе Евангелия от Луки, где сказано, что два ученика Иисуса Христа после Его распятия на Голгофе шли из Иерусалима в Эммаус. К ним в пути присоединился воскресший Христос, но они сначала не узнали Его.

В центре композиции помещены три фигуры путников на фоне закатного пейзажа. Христос в центре изображен с крещатым нимбом, ученики расположены по сторонам от Спасителя, их нимбы намечены тонкой золотистой линией. Эскиз мозаики написан в духе стиля модерн.

Уникальный ансамбль мозаик храма Спаса на Крови создавался коллективом мастеров-мозаичистов по эскизам 32 художников, среди которых были В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин, Н.Н. Харламов, В.В. Беляев и В.И. Отмар.

Необычным для храмового искусства того времени было изображение святых на фоне природы.

Клеопа и Лука – ученики Христа.