Поленов Василий Дмитриевич

«Таруса. Золотая осень»

Холст, масло (35 х 68 см)

Василий Дмитриевич Поленов – мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Многогранно одаренный, он также занимался книжной иллюстрацией, сочинением музыки, сценическим оформлением, архитектурой и прикладным искусством. Однако именно пейзаж стал для него одним из основных жанров живописи, в котором он смог наиболее полно передать свои мысли и чувства. Пейзажное творчество Поленова развивается и меняется на протяжении десятилетий.

Осенью 1887 года внимание Поленова привлекло живописное место на крутом берегу Оки – это было село Бёхово с небольшой церковкой и заброшенной усадьбой. Давно мечтая о собственном уголке земли, он приобрел в начале 1890 года эту усадьбу.

В пейзаже изображен старинный русский город Таруса, расположенный при впадении реки Тарусы в реку Оку. В течение многих лет, начиная с конца XIX века, Таруса была городом художников: их привлекали эти места своей лиричностью и особой трогательностью, особой русской проникновенностью.

Художник запечатлевал Оку и окрестные дали в разные времена года, но его любимым временем была золотая осень, ее чистые и звучные краски, прозрачный воздух, бесконечные ясные дали.  В этой маленькой картине, на первый взгляд, такой простой, но затягивающей в себя внимательного зрителя, столько спокойного света и неохватного простора, столько красивой гармоничной живописи, столько незамутнённой души художника. До конца жизни эти места не переставали вдохновлять В.Д. Поленова.

На вытянутом формате с высокой линией горизонта — узкая лента реки с ее пологими песчаными берегами, протяженные прямоугольники полей, раскиданные среди деревьев дома. Художественное решение «Тарусы» характерно для работ художника 1900–1910-х годов: широкая манера письма, уход от пластичной проработки формы предметов, плотный и несколько глухой цвет. Колорит картины сложный, построенный на сочетании болотно-зеленого и золотисто-охристого цветов.

В скромной по размеру картине художник сумел создать эпическое, панорамное изображение любимых им мест.

В собрание музея пейзаж поступил в 1958 году по Приказу Министерства культуры СССР.