Бродский Исаак Израилевич

«Портрет писателя А.И. Свирского»

1912 | Холст, масло (70 х 57,8 см)

Исаак Израилевич Бродский – русский и советский художник первой трети XX века, один из главных представителей социалистического реализма. Учился в Петербургской Академии художеств, в классе И.Е. Репина, и был одним из его  любимых учеников. Юный художник проявлял особый интерес к пейзажной и портретной живописи. С 1904 года ежегодно участвовал на выставках Передвижников, в «Мире искусства», чаще всего  на выставках «Союза русских художников». В 1934 году он первым среди художников  получил орден Ленина и возглавил только что созданную Всероссийскую академию художеств.

После окончания Академии и заграничных поездок художник пишет портреты деятелей русской культуры (М. Горького, Ф. Шаляпина, Н. Рубинштейна, И. Репина, В. Короленко), в которых  продолжает поиски своего портретного стиля. Среди них и созданный в 1912-м  портрет Алексея Свирского – писателя-беллетриста, посвятившего свое творчество теме жизни рабочих, шахтеров, заключенных и городской бедноты.  Портрет был написан в имении Репина «Пенаты» на берегу Финского залива, получившем название в честь римских богов домашнего очага. Об этом свидетельствует и авторская подпись на портрете с указанием места Куоккала (сейчас – поселок Репино), где находился дом известного художника. Исаак Бродский был частым гостем в доме Репина, куда привозил показывать учителю свои работы.

Портрет А.И. Свирского отражает характерное для начала XX века стремление к непосредственности восприятия мира. Непринужденность и открытость облика писателя подчеркивают человечность и жизненную конкретность образа. В работе передано отличающее творчество Бродского стремление к строгости и тщательности проработки рисунка. Важной частью образа становятся руки. Их характеру и форме художник уделяет особое внимание, подчеркивая индивидуальность портретируемого в каждой детали. Исаак Бродский, стремившийся к реалистической правде в искусстве, создает  завершенный и живой портрет Свирского.

Работа поступила в коллекцию музея в 1967 году по распределению из фонда МК РСФСР.