Рерих Николай Константинович

«Поход Владимира на Корсунь»

Эскиз картины. Бумага, гуашь, пастель (24×33 см)

Николай Константинович Рерих – выдающийся русский художник, видный общественный деятель и писатель. Помимо искусства он занимался наукой, особенно близка ему была археология. Его творческое наследие огромно – это более семи тысяч произведений и многочисленные литературные труды.

Эскиз картины «Поход Владимира на Корсунь» относится к раннему этапу творчества художника. После окончания Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств Рерих работал в историческом жанре. Его увлекало изучение русской истории и культуры, древних памятников старины. С 1894 по 1902 годы он много путешествует по историческим местам России. В это время были созданы полотна: «Утро богатырства Киевского» (1895), «Вечер богатырства Киевского» (1896), «Сходятся старцы» (1898), «Идолы» (1901), «Строят ладьи» (1903) и др. В ранних произведениях определяющими сюжетами становятся древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природной стихии.

На эскизе изображен исторический момент – шествие могущественной эскадры военных кораблей. Известно, что в 988 году Владимир, собрав многочисленное войско, вы­ступил на судах на Корсунь (Херсонес) – центр византийских владений в Крыму, где находилась самостоятельная митрополия во главе с митрополитом. После длительной осады город, на протяжении многих веков отражавший приступы завоевателей, был взят.

На эскизе в центре композиции изображена ладья князя Владимира, она выделена цветом и большим белым парусом. Впереди, в носовой части ладьи, выделяется фигура князя в фиолетовой одежде. Остальные корабли, плывущие тремя ровными рядами, намечены карандашом, бумага слегка тонирована красной акварелью. Ритм быстрого хода ладей поддержан повторяющимся ритмом красных весел. Общий строй произведения передает характер военного наступления благодаря темному фону гор и неспокойному морю.

В окончательном варианте произведения художник существенно меняет композицию, размещая ее горизонтально вдоль плоскости холста, и добавляя важный цветовой эффект красных парусов. Согласно византийским и арабским летописям, взятие Херсонеса совпадает с появлением на небе «огненных столпов», предвещавших падение Херсонеса. В сравнении с эскизом, Рерих высветляет палитру, движение ладей становится более плавным, демонстрируя тем самым картину триумфальной победы князя Владимира.

В собрание музея графическое произведение поступило в 1966 году в дар от Г.П. Белякова.