Алтайский живописец Григорий Иванович Чорос-Гуркин – воспитанник Петербургской Академии художеств, ученик Ивана Шишкина, первый профессиональный художник среди коренных народов Сибири. Он стал первым алтайским этнографом, фольклористом и литератором. В живописи достиг наивысшего мастерства в пейзаже. В своих лучших работах Гуркин стремился к созданию собирательного образа величавой природы Алтая.
Длинный творческий путь с частыми поездками в горы для общения с природой вел художника к широко известной и почитаемой в Сибири картине «Озеро горных духов». В этом произведении Гуркин сумел запечатлеть образ первозданной алтайской природы, не тронутой человеком, выразить особую духовность этого места. С одной стороны в картине изображен близкий художнику ландшафт алтайского края, а с другой – мир образов и чувств самого автора. В произведении слились реальность, изученная живописцем по этюдам с натуры, и фантазии народных преданий. Полотно пронизано суровой романтикой и символизмом.
В картине все компоненты связаны друг с другом. Жизненную убедительность и выразительность предают пейзажу на переднем плане контраст форм и цвета зеленовато-голубой глыбы льда, выцветшей бурой травы и синевато-коричневого упавшего дерева с обнаженными корнями. Молчаливый покой и холодность озера подчеркнуты ровной синевато-серой поверхностью воды. Пустынные берега смыкаются на заднем плане, поднимаясь строгими линиями и формами. Яркая полоса отраженной в воде громады гор как бы показывает дорогу в прибежище духов.
Картина, представленная на выставке в Томске в 1910 году, имела огромный успех и была настолько популярна, что художнику пришлось сделать несколько одноименных авторских повторений. Сейчас они хранятся в Государственной Русском музее, Музее Востока, Музее Алтайского края, Томском художественном музее, Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева.
Пейзаж из коллекции Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова был приобретен Петром Ивановичем Гадаловым и украшал интерьер особняка, в котором сейчас располагается музей, еще при жизни его хозяина.