Живописец, преподаватель и писатель, веселый обаятельный человек, страстно влюбленный в жизнь, Константин Алексеевич Коровин был художником-артистом. Его творчество – это воплощение русского импрессионизма. Писал он свободно, естественно, легко. Его произведения отличает буйство красок, артистизм. Натура для Коровина является носителем всей гаммы чувств, и свою задачу он сводит к созданию ее целостного цветового образа.
Коровин учился, а затем преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Совершил множество поездок по России и Европе. Был членом Абрамцевского кружка, общества «Мир искусства», «Союза русских художников». Работал художником Большого театра и художником-консультантом Московских императорских театров – оформил свыше 100 постановок в Москве и Петербурге. Театральная живопись Константина Коровина повлияла на его станковое искусство усилением декоративного начала.
Пейзаж «Гурзуф» был написан художником в 1913 году. Это время, когда окончательно сформировалось творческое мировоззрение художника: красота зримого мира для него выражается в цветовом богатстве. Коровину очень нравился Крым, его привлекало разнообразие и яркость залитых солнцем южных видов. В пейзаже нашла выражение любимая тема Коровина – пейзажи с водой: рекой, озером, морем. В последних лучах солнца особенно интенсивно звучит цвет всех предметов. Все написано широко, размашистой кистью – художнику важна не детализация, а передача общего настроения, поэтому он не выписывает деталей. В целом образ принимает броскую декоративность и напряженность.
В 1900-х годах Константин Коровин купил дачу в Гурзуфе, назвав ее «Саламбо».
«Живопись Коровина, – писал К.Ф. Юон, – это образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались все краски мира».
Пейзаж написан с натуры, что соответствует одному из основных принципов импрессионизма – работа на пленэре (на открытом воздухе).